– Мне все равно, куда бы меня ни отослали, – говорил он. – Бог везде, Господня земля и исполнение ее; но где бы я ни был, не буду молчать, когда следует стоять за правду.
Изгнание св. Феодора кончилось только со смертию Льва. Он был тогда возвращен в Константинополь.
По убиении Льва Армянина, преемник его Михаил II Косноязычный (820–829), человек, не веривший в будущую жизнь и вообще не имевший твердых убеждений в вере, при вступлении на престол объявил полную терпимость в отношении к вере, запретил говорить в пользу и против икон и позволил возвратиться из заточения Никифору патриарху и Феодору Студиту. Ему хотелось сблизить православных с иконоборцами. Но цель не могла быть достигнута. От православных не могло укрыться, что император, при всем равнодушии к вере, больше готов действовать в пользу иконоборцев. Феодор Студит не соглашался ни на какие уступки для сближения с иконоборцами. Такой образ мыслей православных должен был убедить императора в бесполезности его усилий сблизить их с иконоборцами; поэтому он перестал действовать в духе умеренности и открыл гонение на иконопочитателей.
Сын и преемник Михаила Косноязычного Феофил (829–842), воспитанный Иоанном Грамматиком в правилах иконоборства, продолжал гонение на свв. иконы с большею жестокостью, чем его отец. Между исповедниками этого времени особенно прославились два брата иноки, Феодор и Феофан начертанные.
Патриарх иерусалимский прислал их в Царьград для поддержания православия, и они мужественно исполнили данное поручение, вытерпев за благочестие многие мучения: их трижды ссылали в заточение, предварительно подвергнув мучениям, и три раза возвращали для новых истязаний. Император Феофил иконоборец приказал начертать иглами на лицах исповедников позорную надпись и отослать их во Иерусалим. Целые сутки терзали страдальцев чертившие их лица: кровь лилась ручьями; наконец надпись была окончена. Отходя, святые страдальцы сказали мучителям: "Знайте все, кто слышит, что херувим, стерегущий рай, когда узрит на лицах наших сие начертание, отступит пред нами, представляя нам свободный ход в рай. Ибо от века не было такого нового мучения. И сии надписи найдутся на лицах наших и в день суда, а вам будет повелено прочитать их, по сказанному: «Понеже сотвористе единому сих братий Моих меньших, Мне сотвористе»."
Только со вступлением на престол императрицы Феодоры, жены царя Феофила, окончательно восторжествовало православие. Первым делом благочестивой царицы было издание милостивого для православных эдикта: эдиктом повелевалось освободить из темницы и возвести на прежние степени всех епископов и пресвитеров, пострадавших в прежние царствования за преданность свв. иконам. В числе освобожденных был патриарх Мефодий, ревностный защитник православия. Тотчас после своего освобождения из темницы является он к Феодоре с целым собором архипастырей и просит императрицу торжественно восстановить иконопочитание.
– Повели, боговенчанная царица, – говорит он Феодоре, – обновиться Церкви Божией, и опять принять бесценное и спасительное сокровище – святые иконы, чтобы и род христиан возвысился и память о тебе ублажилась навсегда.
– Кто не почитает изображений Господа нашего, Пресвятой Его Матери и всех святых, – отвечала царица, лобызая честные иконы, – да будет проклят! Я, наименьшая раба Господня, поставляю себе за честь исполнить ваши благие желания. Но прошу вас, отцы святые, не отвергните и моего смиренного супруга: спасите вашими молитвами моего супруга!
Восхвалив веру царицы, благочестивый патриарх устанавливает общий пост и молитву. И вот все члены Церкви, послушные голосу патриарха, от престарелых до младенцев, всю первую неделю Великого поста со слезами молятся о царе Феофиле. И молитва верных услышана была Господом. В одну ночь царица видит чудный сон. Ей снится, что на величественном престоле сидит дивный Муж, и перед Ним стоит Феофил, нагой, связанный и забитый. Невольный трепет охватывает царицу, но вот она слышит мягкий, чарующий голос Сидящего на престоле:
"Знай, царица, что ради слез твоих и ради молитв и ходатайств священников, прощаю мужа твоего".
Облеченный с этими словами в одежду и разрешенный от уз, Феофил отдается жене. Подобное же видение было и патриарху Мефодию. Благочестивый пастырь, чтобы увериться в истине видений, открывает запечатанный свиток, положенный им на святом престоле, еще при начале всеобщего моления с написанием имен императоров-иконоборцев. Имена всех царей оставались в прежнем виде, а Феофилово было изглажено! Прославив Бога, явившего благость Свою на грешнике, пастыри, по общему согласию, постановили в первое воскресение Великого поста из всех обителей и храмов идти священникам со святыми иконами, в сопровождении народа, в соборную церковь. Соединившись с патриархом, вышли из храма со святыми иконами, Евангелием и продолжали шествие до так называемых царских врат.