Незадолго до отшествия старца из этой жизни Господь благоволил открыть ему будущую судьбу духовного его сына, именно, что место подвигов его прославится при нем и значительно умножится число братии, но потом будет разорено иконоборцами и придет в запустение. Тридцать с небольшим лет было преподобному Стефану, когда преставился его руководитель. Он остался один в пещере. Первая половина предсказания старца скоро стала приходить в исполнение: слыша о добродетельной жизни святого, начали приходить к нему со всех сторон братия, прося его позволить им жить с ним; мало-помалу составился при пещере целый монастырь. Спустя немного, начала исполняться и вторая половина предсказания старца, его наставника. Константин Копроним, узнав, что все почитают прп. Стефана человеком святым, и что он ревнует о почитании свв. икон, захотел склонить его на свою сторону, надеясь чрез него привлечь к себе и других, не покорявшихся ему. С этою целию он послал к нему ближайшего из своих сановников, Каллиста, с разными овощами, которые употреблял святой и братия его монастыря, и с повелением от имени царя, чтобы он подписал определение собора, отвергшего почитание свв. икон. "Не подпишу собора вашего, исполненного лжи и празднословия, никогда не назову горькое сладким и тьму – светом", – ответствовал св. ревнитель православия в заключение всех увещаний, которыми думал склонить его на свою сторону хитрый царедворец. "Что же касается до угроз царских за неповиновение, то я готов сейчас же умереть за свв. иконы. Даров от царя я не принимаю, потому что не имею в них нужды, да и не хочу, – скажу словами писания, – чтобы елей грешнаго намощал главу мою" (Псал. 140, 6). Ответ этот с точностью передан был царю и привел его в такой гнев, что он тотчас же дал повеление схватить преподобного и заключить его до времени в темницу. Повеление немедленно было исполнено; но еще не пришло время пострадать святому за свое православие: на седьмой день он снова был выпущен из темницы и возвращен на свое место. Война со скифами заставила царя обратить внимание на другое дело, и он почел неблагоразумным преследовать в такое время отшельника, которого большая часть народа уважала и почитала, как святого.
Опасаясь прямо мучить святого за почитание свв. икон, чтобы не произвесть волнения в народе, решились придумать предварительно какой-нибудь другой предлог для этого. С этою целью подкуплен был один из учеников преподобного, чтобы он, как знающий жизнь его, придумал на него какие-либо клеветы, сколько-нибудь правдоподобные. Очевидно, не трудно было найти обвинения, когда сами судьи нарочито искали их и готовы были принять всякую клевету за истину. Первою из них было то, что Стефан не почитает царя, хулит его как еретика, и научает приходящих к нему восстать против него. Но это обвинение казалось малым в глазах самих клеветников: заботились придумать что-либо, прямо относящееся к его жизни. Одна из богатых гражданок, по имени Анна, овдовевши, захотела поступить в монастырь и не раз приходила к преподобному Стефану за советом. По его совету она продала все имущество свое и, раздавши его нищим, была пострижена им в монашество и поселилась в монастыре Трихинария, где уже подвизались мать и сестра преподобного. На этом-то происшествии хотели основать клевету на святого. Подкуплена была одна из рабынь блаженной Анны, чтобы она засвидетельствовала, что святой Стефан имел беззаконное общение с ее госпожою. Составленная таким образом клевета на преподобного, вместе со свидетельством рабыни, послана была к царю, который находился в то время в странах скифских. Обрадовался Копроним, прочитавши это обвинение, и немедленно приказал своему наместнику в Константинополе схватить Анну и прислать ее к нему. Когда она была прислана к нему, царь, надеясь услышать от нее самой подтверждение клеветы на преподобного, сам стал допрашивать ее, каким образом Стефан прельстил ее оставить все имение свое, отказаться от своего благородства и вступить в монастырь, чтобы жить с нею беззаконно; но удивился, услышавши от нее не такой ответ, какого желал. "Вот я вся пред тобою, – ответствовала ему преподобная; – ты властен замучить тело мое, чем и как тебе будет угодно: но доколе дух мой будет во мне, ты не услышишь от меня ничего больше, кроме того, что Стефан муж святой и праведный; он виновник и моего спасения". Царь приказал заключить ее под стражу. Но ни заключение темничное, ни обольщение и угрозы, ни суд пред всем народом, на который она, в поругание, приведена была нагая, ни истязания на суде, после которых она осталась едва жива, не принудили мужественную подвижницу подтвердить клевету на св. мужа. Царь приказал заключить ее в одном пустом монастыре, где она скоро преставилась. Клевета на св. мужа осталась таким образом без действия.