Рассказы из истории христианской Церкви

Наказания, каким подвергаемы были православные почитатели икон, отличались варварскою жестокостью. У иных вырывались глаза, иным отсекали руки, носы и другие части тела, иным разбивали головы на досках святых икон; весьма многие умерщвлены мечом и скончались от других орудий смерти. Ненависть Копронима обратилась преимущественно на монахов, как людей, которые пользовались большим влиянием на народ по своей святости, и особенно твердых в иконопочитании. Копроним называл монахов поборниками идолослужения, тунеядцами, любителями мрака, и готов был совершенно стереть с лица земли иночество.

Между исповедниками из монахов, пострадавшими за иконопочитание, преимущественно замечательны святой Андрей Критский и св. Стефан Новый. Св. Андрей отшельник, всеми уважаемый, имел дерзновение в лицо укорить императора иконоборца в нечестии и назвал его новым Юлианом и новым Валентом. Этот поступок сочтен был за оскорбление величества. Исповедник предан был различным истязаниям, среди которых и скончался. Это происходило в 761 году. Подобная участь была и св. Стефана нового и младшего.

Сын молитв родительских, св. Стефан еще от чрева матери был посвящен на служение Господу. Не имея детей мужеского пола, родители его многократно изливали пред Богом сердце свое в слезных молитвах, прося даровать им сына. Однажды мать его, стоя во Влахернской церкви на молитве, возвела очи свои к иконе Пречистой Богородицы и, обратившись к Ней, как к живой, со слезами молила Ее даровать ей сына, обещая принесть его в дар единородному Сыну Божию, воплощенному от Нея. Во время этой пламенной молитвы нашла на нее как бы дремота, и в этой дремоте она увидела Пречистую Богородицу, окруженную неизреченным светом, Которая сказала ей: "Иди с миром, будет по твоему прошению". Пробудившись, она не увидела ничего, – только неизреченная радость, наполнившая ее сердце, давала разуметь ей, что это было не сонное мечтание. С полною верою в обетование она возвратилась в дом свой. Молитва ее была услышана: спустя немного, она зачала во чреве. Св. патриарх Герман, в день избрания своего на патриаршество, благословил отрока еще в утробе матери и преднарек будущее его имя; а по рождении его сам крестил новорожденного. В день очищения мать принесла его во Влахернскую церковь и, воздавши благодарение Господу и Пречистой Его Матери за дарование ей сына, тут же подтвердила прежний свой обет – посвятить его на служение Богу и поручила его попечению Богоматери, моля Ее быть для него и материю, и питательницею, и покровительницею, и промыслительницею.

Читать  Танах

Когда отрок начал возрастать, родители его, имея в виду обет, данный за него, позаботились прежде всего научить его грамоте. При содействии благодати Божией отрок скоро научился ей, и еще в юных летах начал проявлять ревность к благочестию, являя особенное усердие к чтению священных книг.

Когда блаженному отроку исполнилось шестнадцать лет, и император Лев Исавр воздвиг жестокое гонение на почитателей свв. икон, родители св. Стефана решились оставить свое отечество, чтобы сохранить непорочным свое благочестие; но предварительно хотели устроить судьбу сына, отдавши его куда-либо в монастырь, на служение Богу, по обещанию своему. Между монастырями константинопольскими не легко было тогда найти удобное место; потому что одни из них сами склонялись на сторону иконоборцев, другие терпели от них озлобления и гонения, и потому выбор их пал на Авксентиеву гору, в Вифинии, – место уединенное и безмятежное, где подвизались, вслед за первоначальником преподобным Авксентием, уже многие из подражателей жития его. В то время подвизался там преподобный Иоанн, которому и вручен был родителями блаженный Стефан для научения его иноческой жизни. Прозорливый старец с первого взгляда на отрока предусмотрел благодать Божию в нем и, принявши его с ласкою, постриг в иноческий чин. Первоначальное иноческое житие его проходило под руководством этого старца. Главною заботою всех опытных в духовной жизни старцев всегда было то, чтобы отдаваемые на их попечение новоначальные не были в праздности и не следовали ни в чем своей воле. Старцы всегда заботились довести учеников своих до такого состояния, чтобы послушание их во всем было безропотное, даже без размышления, нужно ли то или другое, и для чего то и другое, повиновение тщательное, делание терпеливое. Таково было и первоначальное воспитание святого Стефана. Вода была очень далеко от той пещеры, в которой подвизался преподобный Иоанн; блаженный Стефан каждый день должен был ходить за нею и с большим трудом вносить ее на гору, на которой находилась пещера старца. Это было первым искусом для него в иноческой жизни. Без ропота и без скорби выполнял он все повеления старца-наставника, и тем приобрел, вместе с повиновением, полную преданность и нелицемерную любовь к нему. Затем старец, видя его благое начало и радуясь о нем в душе, сделал его как бы сотрудником своим во всех своих подвигах: в пощении, непрестанной молитве, смирении, непорочности сердца, пустынном нестяжании и прочих добродетелях.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174

Вы также можете почитать…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *