Рассказы из истории христианской Церкви

"Тогда-то святейший папа, – говорит св. Димитрий Ростовский, – по совету преподобного Максима, в Риме в то время бывшего, собрал собор поместный, созвав епископов числом сто пять". На этом соборе были рассмотрены: указ Ираклия, в пользу монофелитов, с изложением еретического исповедания Констанса и все вообще лжемудрование еретиков, и предано осуждению вместе с защитниками его Павлом, Пирром, Сергием и проч. Деяния собора были разосланы ко всем православным епископам вместе с посланием св. Мартина, – сильным, ясным и убедительным. Ересь монофелитов была обнаружена во всей наготе своей пред целым светом.

Разгневанный действиями св. Мартина, монофелит Констанс послал в Рим экзарха своего, Феодора Каллиону, схватить папу и привести в Константинополь. Не имея возможности этого сделать явно, чтобы не произвести всеобщего возмущения в Риме, Каллиона похитил св. Мартина тайно, в глубокую ночь, из церкви Иоанна Латранского, вывел из города и отправил в Константинополь. На пути обращались со св. папою самым бесчеловечным образом, и так измучили его, что, по прибытии к воротам Византии, он уже не мог стоять на ногах, его подняли на носилки, и также ночью, боясь народного возмущения, отнесли в какой-то пустой дом, называвшийся Прандиарием, и заключили в мрачную и тесную комнату. Здесь он томился девяносто три дня, страдая от болезней, терпя голод и жажду и не имея ни одного человека для взаимного собеседования. Наконец, о нем вспомнили и велели привести в сенат для суда над ним. Оправдываться было не перед кем и не в чем: судьями были враги монофелиты, обвинители – подкупленные воины и другие подобные люди. Увидя их, св. Мартин сказал с улыбкою: "Так это ваши свидетели? И таково будет ваше судопроизводство?" Ему не отвечали, и приказали доносчикам произнести клятву над Евангелием в том, что они будут обвинять по совести. "Именем Божиим умолю вас, – вскричал тогда пораженный таким святотатством Мартин, – не заставляйте их клясться над св. Евангелием: пусть они говорят, что хотят, только без клятвы; делайте и вы со мною, что хотите, только не заставляйте их быть клятвопреступниками. Зачем губить их души таким образом?"

Читать  Иудейские древности

Его судили не по делу Церкви, а как государственного преступника. Он хотел оправдываться, его не слушали; начал было говорить, префект прервал его и закричал: "Не говори нам о вере; здесь идет дело о возмущении против правительства. Мы все христиане и все православные". – "О, если бы Господь дал, чтобы это была правда, — воскликнул св. Мартин, – но в страшный день суда Его я буду свидетельствовать против вашей неправды!"

Утомленный, поруганный, с тяжелым железным ошейником, окруженный стражею, св. Мартин выведен из сената. С ним поступали так жестоко, что самая стража и народ не могли без слез смотреть на невинного страдальца. Его водили из сената на позорищное место, и там заставляли народ кричать: "Анафема Мартину". С него сняли всю одежду и даже разодрали пополам рубашку; оковали всего цепями, окружили воинами, и в этом виде влекли по всему городу в преторию. Приведши в преторию, св. Мартина сначала бросили в общую тюрьму с разбойниками и душегубцами; но потом, спустя около года, перевели в другую темницу, называемую Диомидовою. Его тащили с таким бесчеловечием, что, падая по ступеням тюремного входа и ударяясь о камни, он обагрил их своею кровью и изранил все тело.

В Диомидовой темнице угодник Божий страдал восемьдесят пять дней; он ждал мученической кончины – ему объявили ссылку и отвезли на корабль в Херсонес, где он страдал еще два года, гладом, теснотою и всяких потреб недостаточеством томимый. Св. Мартин скончался в 655 году и погребен вне города Херсонеса, во Влахернской церкви. "И бе гроб его славен, – говорит св. Димитрий Ростовский, – понеже многая и различная болящим исцеления подаваше, – молитвами его святыми".

Прошло целых два царствования Ираклия и Констанса, из которых каждое было продолжительно в борьбе с православием, но цель, с какою боролись, не достигалась. Следствием борьбы было лишь расстройство дел церковных. "Все дела Церкви перепутались". Благоразумие требовало оставить меры светские, которыми хотели достигнуть единения церковного, и, чтобы умиротворить Церковь, обратиться к самой Церкви. За осуществление этой благоразумной мысли и взялся новый император Константин Погонат. Он решился, как он сам говорит, "созвать глаза Церкви, иереев, к рассмотрению истины".

Читать  Псалтирь

Действительно, стараниями императора Константина собран был в 680 году многочисленный собор в Константинополе. В числе замечательнейших представителей собора были патриарх константинопольский Георгий, патриарх антиохийский Макарий; лицо патриарха александрийского представлял пресвитер Петр; лицо патриарха иерусалимского представлял пресвитер Феодор. Император, как обычно, требовал представителей папского престола для собора, при чем он просил папу обратить внимание на умственное достоинство легатов, какие будут назначены на собор. Посылая своих представителей на собор, папа Агафон с скромностию объявил, что, быть может, он и не удовлетворит желаниям императора относительно посылки на собор людей ученых, потому что, по его словам, обстоятельства не благоприятствовали процветанию науки в Риме. Папа писал в Константинополь: "Можно ли у людей, живущих среди народа бедного и трудами рук своих с большими усилиями снискивающих себе насущный хлеб, искать полного знания писаний? Мы сохраняем законно составленные определения свв. наших предшественников и свв. соборов, – определения в простоте сердца и без всякой двусмысленности. Что же касается светского красноречия, то не думаем, чтобы в наше время можно было найти кого-либо, могущего похвалиться высокими познаниями, потому что в наших странах постоянно свирепствует восстание различных народов, которые то борются между собой, то бегут врознь и грабят. Мирского красноречия нет у людей неученых". Но, не хвалясь знанием лиц посылаемых, папа в то же время дает знать о глубокой вере, которою проникнуты посланные им. Представителями папского престола на соборе были пресвитеры Феодор и Георгий и диакон Иоанн, которые, несмотря на опасения папы, показали себя глубоко знающими писание и отеческое учение и не чуждыми красноречия. Всех присутствовавших к концу собора было 153. На большей части заседаний собора присутствовал и сам император Константин. Собор происходил во дворце, в зале, называемой от сводчатой формы потолка Труллою, и длился почти целый год.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174

Вы также можете почитать…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *