Создам церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Матф. 16, 18).
Ты победил меня, Галилеянин (слова Юлиана Отступника).
Оглавление:
- Св. апостол Андрей Первозванный
- Св. апостол Петр
- Св. апостол и евангелист Иоанн Богослов
- Св. апостол Павел
- Св. апостол Иаков, брат Господень по плоти
- Св. апостол Фома
- Св. апостол и евангелист Матфей
- Св. апостол Фаддей
- Свв. апостолы Филипп и Варфоломей
- Успение Богоматери
- Падение Иерусалима
- Святые мученики
- Гонение на христиан в правление императора Нерона
- Гонение на христиан в правление императоров Траяна и Адриана
- Гонение на христиан в правление императора Марка Аврелия
- Гонение на христиан в правление императора Септимия Севера
- Гонение на христиан в правление императора Декия Траяна
- Гонение на христиан в правление императора Валериана
- Гонение на христиан в правление Диоклетиана и других императоров
- Св. равноапостольный Константин Великий
- Юлиан Отступник
- Преподобный Антоний Великий, основатель монашества
- Пахомий Великий
- История первого Вселенского собора
- История второго Вселенского собора
- История третьего Вселенского собора
- История четвертого Вселенского собора
- История пятого Вселенского собора
- История шестого Вселенского собора
- История седьмого Вселенского собора
- Св. Афанасий Великий
- Св. Иоанн Златоуст
- Св. Василий Великий
- Св. Григорий Богослов
- Св. Иоанн Дамаскин
- Св. Григорий Двоеслов, папа римский
- Св. Амвросий, архиепископ медиоланский
- Блаженный Августин, епископ иппонийский
По вознесении Иисуса Христа на небо, получив обещанного Утешителя, Духа Святого, апостолы,сообразно повелению своего Господа, должны были проповедовать евангелие всей твари. Древнее предание говорит, что, пред расселением из Иерусалима, все они соединились в последний раз в одной пещере; и там, по внушению Духа Божия, составили так называемый апостольский символ веры, как план будущей всемирной проповеди, и что при этом, как некогда израильтяне при наследовании обетованной земли, по жребию разделили между собою вселенную. Жребием св. апостола Андрея были обширные страны Вифинии и Пропонтиды, Греции и Македонии, Фракии и Скифии.
Поморье древнего Евксинского Понта было первым поприщем апостольского служения св. Андрея между язычниками. Он прошел его во всю длину, от Трапезунда и Синопа до Византии, посетил Неокесарию, Самосаты и множество других городов, всюду благовествуя Христа и насаждая церкви. Часто апостольские труды его вознаграждаемы были ужасными страданиями: в Синопе язычники, раздраженные смелым обличением идолослужения, подвергли апостола тяжким мучениям, и едва не лишили его жизни; но благодать Божия чудесно сохранила его для благовествования евангелия другим странам, а верные ученики проводили его до Херсона. Основав здесь Церковь, св. Андрей решился предпринять новое апостольское путешествие. Доселе он проповедовал И. Христа просвещенным народам древнего мира, теперь пред ним открыты были обширные страны, занимаемые дикими воинственными племенами, чуждыми гражданской образованности, – одним словом, те непроходимые пустыни Скифии, во глубь которых не дерзали проникать и самые завоеватели. Но ни трудность подвига, ни опасности, которые угрожали в этих странах, не могли устрашить Первозванного апостола Христова. Сопутствуемый несколькими учениками, он отплыл из Херсона вверх по Днепру, и пустыни Скифии услышали в первый раз имя Христово. Тогда-то, по сказанию Нестора, св. Андрей, плывя мимо гор, на которых впоследствии был построен Киев, "возлюби место". Прекрасное местоположение, высокие горы и обширный вид, открывающийся с них на окрестные страны, привлекли внимание апостола; он вышел из ладии своей на берег; светлый взор его сквозь мрак времен отдаленных провидел будущее величие христианской России; и он, проникнутый Духом Божиим, благословил священные холмы Киева; водрузил на одном из них крест, и, обратясь к ученикам своим, сказал: "На сих горах возсияет благодать Божия, и град велик имать быти и церкви многи имать Бог воздвигнути…" Через 12 веков потом, в память славного пророчества, сооружена была на сем месте церковь во имя Воздвижения Честного Креста, замененная в половине прошедшего столетия великолепным храмом, воздвигнутым достойною дщерию Петра Великого в честь самого Первозванного апостола. Предание говорит, что св. апостол не ограничился благовествованием евангелия одним только южным странам нынешней России, но что он простер победное слово свое до самых берегов озера Ильменя. Благовестив таким образом слово Божие последним концам тогда известного мира, апостол, по преданию, был потом в Риме, был также в Византии, где поставил первого ее епископа Стахия.
Ни лета, ни тяжкие подвиги апостольства не погасили в св. Андрее ревности к распространению царства Христова. Он восхотел, под конец дней своих, возвестить еще слово крестное и просвещенным эллинам, как возвещал доселе варварам в пустынях Скифии, и для сего отплыл в Ахаию, которая должна была сделаться последним поприщем апостольских трудов его. Свет небесный, внезапно озаривший лицо апостола при самом вступлении его в пределы Ахаии, был предвестником и залогом того невечернего света, к которому в скором времени он имел быть воззван.