Правила святых апостолов (греч. Οἱ κανόνες τῶν Ἁγίων Ἀποστόλων) — важнейший памятник законодательства вселенской Церкви; хотя авторство, по мнению части исследователей, не принадлежит непосредственно апостолам, православная, римско-католическая церкви и ряд протестантских церквей признают за ними апостольский авторитет.
Правила святых апостолов относятся к наиболее раннему Преданию Церкви и традиционно приписывалось ученикам Иисуса Христа. Однако исследователи полагают, что не все они были сформулированы в известном нам виде апостолами лично.
Но с первых веков христианства имели высокий авторитет, как записанное апостольское предание. Уже I (Никейский) Вселенский Собор ссылается на эти правила как на нечто общеизвестное, очевидно, не называя их, потому что других общеизвестных правил до этого Собора не существовало. 1-е Правило данного Собора ясно имеет в виду 21-е Апостольское, а 2-е — 80-е правило. Антиохийский Собор 341 года большую часть своих правил основывает на Апостольских правилах. 2-е Правило Шестого Вселенского собора подтвердило авторитетность Апостольских правил, провозгласив,
чтобы отныне… тверды и нерушимы пребывали принятый и утвержденный жившими прежде нас святыми и блаженными отцами, а также и нам переданный именем святых и славных Апостолов восемьдесят пять правил.
С точки зрения христианства, особая важность Правил святых апостолов заключается не только в их древности и высоко авторитетном происхождении, но и в том, что в них содержатся почти все главные канонические нормы, впоследствии дополненные и развитые Вселенскими и Поместными Соборами и Отцами Церкви.
Первый Нике́йский собор — собор Церкви, признаваемый Вселенским; состоялся в июне 325 года в городе Никея (ныне Изник, Турция); продолжался больше двух месяцев и стал первым Вселенским собором в истории христианства.
Собор был созван императором Константином Великим, для того чтобы поставить точку в споре между Александрийским епископом Александром и Арием, который отрицал единосущность Христа Богу Отцу. По мнению Ария и его многочисленных сторонников, Христос не Бог, а первый и совершеннейший из сотворённых Богом существ (см. арианство).
На Никейском соборе определились и установились основные доктрины (догматы) христианства.
На Первом Вселенском соборе присутствовало, по свидетельству Афанасия Великого, 318 епископов. При этом, в других источниках содержатся и меньшие оценки числа участников собора. Папа Сильвестр лично не принял участие в Соборе и делегировал на Собор своих легатов — двух пресвитеров. На Собор прибыли делегаты от территорий, не входивших в состав империи: из Питиунта на Кавказе, из Боспорского царства (Керчи), из Скифии, два делегата из Армении, один из Персии. Кроме епископов в работе Собора приняли участие много пресвитеров и диаконов. Многие из них ещё совсем недавно вернулись с каторги и на своих телах имели следы пыток. Они собрались во дворце в Никее, и сам император Константин председательствовал на их собрании, чего ещё никогда не было. На Соборе присутствовало множество епископов, впоследствии прославленных церковью в лике святых (святитель Николай, епископ Мир Ликийских и святитель Спиридон Тримифунтский).
После нескольких неудачных попыток опровергнуть арианское вероучение на основании одних только ссылок на Священное Писание Собору был предложен крещальный символ Кесарийской Церкви, к которому, по предложению св. императора Константина, была добавлена характеристика Сына «единосущна Отцу». Указанный Символ веры был утверждён Собором для всех христиан империи, а не принявшие его епископы-ариане удалены с Собора и отправлены в ссылку. Собор также принял 20 канонов (правил), касающихся разных сторон церковной жизни.
Протоколы Первого Никейского собора не сохранились (историк церкви А.В. Карташёв считал, что они и не велись). О решениях, принятых на этом Соборе, известно из более поздних источников, в том числе из деяний последующих Вселенских соборов.
- Собор осудил арианство и утвердил постулат о единосущии Сына Отцу и Его предвечном рождении.
- Был составлен Символ веры из семи пунктов, который впоследствии стали называть Никейским.
- Зафиксированы преимущества епископов четырёх крупнейших митрополий: Римской, Александрийской, Антиохийской и Иерусалимской (6-й и 7-й каноны).
- Собор также установил время празднования Пасхи в первое воскресенье после первого полнолуния после весеннего равноденствия.
- Собор принял решение, обязующее архиереев лично курировать систему оказания медицинской помощи неимущим гражданам.
Святого Первого собора, Никейского
1. Аще у кого в болезни врачами отъяты члены, или кто варварами оскоплен: таковой да пребывает в клире. Аще же, будучи здрав, сам себя оскопил: такового, хотя бы и к клиру причислен был, надлежит исключить, и отныне никого таковых не должно производить. Но как явно то, что сие изречено о действующих с намерением, и дерзающих оскоплять самих себя, так напротив, аще которые оскоплены от варваров, или от господ, впрочем же обрящутся достойны: таковых в клир допускает правило.