408
[408] Там же.
409
[409] II Ватиканский Собор: конституции, декреты, декларации. Брюссель. 1992. С. 141-152.
410
[410] См. Дремлюг А.И. Эволюция католицизма на Северо-Западе России: диссертация… кандидата философских наук. СПб., 2000. С. 86.
411
[411] Религиозная деятельность русского зарубежья. Биобиблиографический справочник: http://zarubezhje.narod.ru
412
[412] Юдин А.В. "Католическая идея" в русской культуре первой трети XX в.: Концепция и практическая деятельность Л. И. Федорова: диссертация… кандидата исторических наук. М., 2003. С. 206.
413
[413] Волконский П.М. Экзарх Леонид Федоров (Некролог) // Логос, №48, Брюссель-Москва, 1993.
414
[414] Юдин А. В. Леонид Фёдоров. М., 2002.
415
[415] Пельц В. Памяти М.Н. Гаврилова // Россия и Вселенская Церковь № 3-4. 1954. С. 14-21.
416
[416] Там же.
417
[417] Голованов С. Католическая Церковь и Россия. СПб., 1998.
418
[418] Дата выхода в свет этой Инструкции – 30 августа 1918 г.
419
[419] Солженицын А. Публицистика в трех томах. Ярославль, 1996. Т. 2, С. 303.
420
[420] Логос. № 48. 1993. С.55.
421
[421] Шкаровский М.В., Черепнина Н.Ю. Шикер А.К. Римско-католическая Церковь на Северо-Западе России в 1917-1945 гг. Сб., 1998. С. 11.
422
[422] Логос. 1993. № 48. С. 29.
423
[423] По другим сведениям, за годы Советской власти в стране пострадал 601 католический священник.
424
[424] К началу XXI века сохранилось лишь 9 из всего прежнего числа католических храмов Санкт Петербурга. Не все из них до сих пор переданы верующим.
425
[425] Голованов С. Католическая Церковь и Россия. СПб., 1998.
426
[426] Катехуме?ны (греч. ????????????) в христианстве – люди, не принявшие крещение, но уже наставляемые в основах веры, учащиеся христианским догматам. У православных принят другой термин обозначающий это понятие – Оглаше?нные.
427
[427] Книга, содержащая основные положения Католического вероучения.
428
[428] Открытое письмо председателя Конференции католических епископов России митрополита Тадеуша Кондрусевича председателю Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополиту Кириллу и пояснения к справке ОВЦС.
429
[429] Например, католическая благотворительная организация «Каритас» – бесплатно распространяющая среди неимущих продукты питания и одежду.
430
[430] В свете Евангелия: http://procatholic.ru
431
[431] Воронцова Л., Филатов С. Судьба католицизма в России // Дружба Народов. №11. 1998 г.
432
[432] Современная религиозная жизнь России. М., 2004. С. 315.
433
[433] Например, как в Соборе Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Москве.
434
[434] Воронцова Л., Филатов С. Судьба католицизма в России // Дружба Народов. №11. 1998 г.
435
[435] Времена Древней домонгольской Руси, период начала XX века, а так же время начиная с 1905 года и до первых гонений на Церковь в 1920-е гг.
436
[436] Несколько десятилетий, последовавших за окончанием Смуты, наконец, годы Советских гонений.
437
[437] Энциклопедический словарь. М., 1993. С. 707-711.
438
[438] Пирлинг П.О. Россия и Св. Престол: дипломатические исследования. СПб., 1912. С. 18.
439
[439] Соловьёв С.М. Собр. Соч., В 29 т. М., 1960. Т. 7. С. 433.
440
[440] Полное собрание законов Российской империи: Собр. 3-е. T.XXV: 1905. СПб., 1908. С.237-238.
441
[441] Люди хотели по-прежнему молиться византийским иконам, соблюдать установленные в Православии посты и проч.
442
[442] Секуляризация- процесс снижения роли религии в сознании людей и жизни общества; переход от общества, регулируемого преимущественно религиозной традицией, к светской модели общественного устройства на основе рациональных (внерелигиозных) норм.
443
[443] НГ-Религии от 02.10.2002.
444
[444] Неотомизм – философия современной католической церкви – основывается на учении Фомы Аквинского и имеет традиционную, объективно-идеалистическую ориентацию. В числе его признанных представителей – Ж. Маритен, Р. Верно, Э. Жильсон (Франция), И. Бохеньский (Германия), Й. ван Стенберген (Голландия). Католические философы подчеркивают, что они стремятся быть верными учению церкви и следовать католической традиции.