373
[373] Там же.
374
[374] Католическая Церковь в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Краткие исторические очерки. СПб., 2009. С. 7.
375
[375] Арсеньев К.К. Свобода совести и веротерпимость: Сб. ст. СПб, 1905. С. 3-5.
376
[376] Ливцов В.А., Филонов В.И., Лепилин А.В. Взаимоотношения православия и католичества в контексте единой церкви. М., 2006. С. 139.
377
[377] Духоборы – особая этноконфессиональная группа. Исторически русская религиозная группа, приверженцами Русской православной церкви и некоторыми социологами часто квалифицирующаяся как конфессия христианского направления, отвергающая внешнюю обрядность церкви. Идейно близка к английским квакерам. Одно из ряда учений, получивших общее название «духовных христиан».
378
[378] Штундисты – христианское движение протестантской направленности, получившее распространение в России в XIX веке в среде немецких колонистов, а также части населения южнорусских губерний.
379
[379] Толстовство – религиозно-этическое общественное течение в России конца XIX – начала XX вв. Возникло в период политической реакции 1880-х гг. под влиянием религиозно-философского учения Л. Н. Толстого. Основы толстовства изложены Толстым в «Исповеди», «В чём моя вера?», «Крейцеровой сонате» и др. Главными принципами являются: непротивление злу насилием, всепрощение, всеобщая любовь и нравственное самоусовершенствование личности.
380
[380] см. Соловьёв В.С. Россия и Вселенская Церковь. Париж, 1889.
381
[381] Соловьёв В.С. Письма. СПб., 1908. Т.1. С. 42.
382
[382] Цимбаева Е.Н. Русский католицизм: Идея всеевропейского единства в России XIX века. М., 2008. С. 154.
383
[383] Соловьёв В.С. Сочинения: в 2. Т. М., 1989. Т.2. С. 227-228.
384
[384] Там же., С. 320.
385
[385] Толстой Н. Исповедь священника. // Слово истины. 1914.
386
[386] Голованов С. Католическая Церковь и Россия. СПб., 1998.
387
[387] Там же.
388
[388] Арсеньев К.К. Свобода совести и веротерпимость: Сб. ст. СПб, 1905.
389
[389] Овсиенко Ф.Г. Католицизм. М., 2005. С. 293.
390
[390] Волконский В.П. Краткий очерк организации русской Католической Церкви в России. Львов, 1930.
391
[391] Юдин А.В. "Католическая идея" в русской культуре первой трети XX в.: Концепция и практическая деятельность Л. И. Федорова: диссертация… кандидата исторических наук. Москва. 2003. С. 4.
392
[392] Недзелюк Т.Г. Римско-католическая церковь в Западной Сибири, 1881-1918 гг.: диссертация… кандидата исторических наук. Новосибирск. 2001. С. 31.
393
[393] Азиатская Россия. Сб., 1914. Т. 1. С. 236.
394
[394] Недзелюк Т.Г. Римско-католическая церковь в Западной Сибири, 1881-1918 гг.: диссертация… кандидата исторических наук. Новосибирск. 2001. С. 32.
395
[395] Там же.
396
[396] Там же. С. 34.
397
[397] Религия, свобода совести, государственно-церковные отношения в России. Справочник. М., С. 140.
398
[398] Гааз, Федор Петрович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.) СПб., 1890-1907.
399
[399] Полное собрание законов Российской империи: Собр. 3-е. T.XXV: 1905. СПб., 1908. С.237-238.
400
[400] Захаров П. А. Зайончковский, 1904-1983 гг.: Статьи, публикации и воспоминания о нем. М., 1998. С. 263.
401
[401] РГИА, ф. 821, оп. 133, д. 540, л. 4.
402
[402] Задворный В., Юдин А. История Католической Церкви в России. Краткий очерк. М., 1995.
403
[403] Экзархат – (от греч. ??????? – внешняя власть) – административно-территориальная единица, наместничество за пределами метрополии, аналогичное колониальному владению. В католичестве восточных обрядов – особая административно-территориальная единица, зарубежная по отношению к основной церкви, либо специально созданная для окормления верующих данного обряда в особых условиях.
404
[404] Задворный В., Юдин А. История Католической Церкви в России. Краткий очерк. М., 1995.
405
[405] Дремлюг А.И. Эволюция католицизма на Северо-Западе России: диссертация… кандидата философских наук. СПб., 2000. С. 83.
406
[406] Безбрачие священства.
407
[407] Дремлюг А.И. Эволюция католицизма на Северо-Западе России: диссертация… кандидата философских наук. СПб., 2000. С. 84.