124
[124] Павлов А.С. Курс церковного права. СПб., 2002. С. 372.
125
[125] Карамзин Н.М. История государства Российского. М., 1991. Т. 2-3, С.207.
126
[126] Точнее будет сказать – «крещёный в Византийском обряде, т.к. как такового деления на православных и католиков тогда ещё не было.
127
[127] Карташёв А. В. Очерки по истории русской церкви. Том I. М., 1991. С.327.
128
[128]Это тот самый Норвежский король Олаф Трюггвасон, который по одной из версий якобы крестил Русь, о чём я писал выше.
129
[129] Андреев А.Н. Католицизм и общество в России XVIII в. Челябинск, 2007, С. 34.
130
[130] Католицизм в России // Христианство: Энциклопедический словарь: в 2 т. М., 1993. Т.1: А-К. С. 707.
131
[131] Каплица (польск. kaplica, белор. капліца – «часовня», от лат. сареllа небольшая (чаще неправославная) часовня – выделенное помещение с алтарем. Часть собора или отдельностоящее культовое сооружение.
132
[132] Толстой Д.А. Римский католицизм в России. СПб., 1876. С. 218.
133
[133] Дремлюг А.И. Эволюция католицизма на Северо-Западе России: диссертация… кандидата философских наук. СПб., 2000. С. 22.
134
[134] Орарь – (от лат. – молиться) – знак дьяконского сана, длинная широкая лента, вышитая или цветная.
135
[135] Святой Вит – римский мученик периода раннего христианства. Был убит в 303 году. По преданию, Св. Вит был мальчиком 7 (или 12) лет, его отцом являлся римский сенатор-язычник. Под влиянием своего наставника ребёнок принял веру в Христа. Во времена гонений христиан римским императором Диоклетианом, был убит. Согласно преданию, святой Вит изгнал бесов из императора Диоклетиана. Но когда Вит отказался молиться римским богам, его арестовали снова и бросили ко львам, которые не тронули праведника. Тогда Вита бросили в котел с кипящим маслом, где он принял мученическую кончину.
136
[136] О Папе Римском Святом Клименте я подробно писал выше, в главе посвящённой католичеству в Крыму.
137
[137] Бенедикт Нурсийский (ок. 480 – 547) – родоначальник западного монашеского движения. Святой католической и православной церкви. В православной традиции считается преподобным. Автор «устава св. Бенедикта» – важнейшего из монашеских уставов латинской традиции. Практически единственным источником сведений о жизни св. Бенедикта является книга «Диалоги» св. Григория Великого, папы Римского.
138
[138] Азбука веры: http://azbyka.ru/dictionary/26/yurodstvo-all.shtml
139
[139] Голованов С. Католическая Церковь и Россия. – СПб, 1998.
140
[140] Там же.
141
[141] Там же.
142
[142] Там же.
143
[143] Пирлинг П.О. Россия и Св. Престол: дипломатические исследования. СПб., 1912. С. 18.
144
[144] Лиценбергер О.А. Римско-католическая Церковь в России: история и правовые положения. – Саратов, 2001, С.24.
145
[145] Например, сражение русских с крестоносцами на Чудском озере в 1242 г. Под предводительством Александра Невского, о котором см. чуть ниже.
146
[146] Не без науськивания со стороны православного духовенства, конечно.
147
[147] Толстой Д.А. Римский католицизм в России. СПб., 1876. Т.1. С.67.
148
[148] Голованов С. Католическая Церковь и Россия. СПб., 1998.
149
[149] Там же.
150
[150] Лиценбергер О.А. Римско-католическая Церковь в России: история и правовые положения. Саратов, 2001, С.27.
151
[151] См. Андреев А.Н. Католицизм и общество в России XVIII в. Челябинск, 2007, С. 36.
152
[152] Уния (здесь. В знач. Церковная уния) -акт объединения Восточной (православной или древневосточной) и Западной (Римско-католической) церквей на условиях признания Восточною церковью католической экклезиологии и догматики (включая папский примат), но при сохранении ею восточного литургического обряда. Церкви, образовавшиеся в результате унии, именуются Восточно-католическими. Восточно-католические церкви византийского обряда называются греко-католическими (в православных источниках также именуются униатскими).
153
[153] Горский А.В. История Флорентийского Собора. М., 1847.
154
[154] Булавина М.А. Положение Римской католической Церкви в России. Ставрополь, 2005. С. 5.
155
[155] В 1478 г.