81
[81] Записки Петроградского Религиозно-философского общества. Пг., 1916. Вып. IV. С.118.
82
[82] Там же. С. 126.
83
[83] Там же. С. 131.
84
[84] Католическая энциклопедия
85
[85] Пирлинг П. О. Россия и папский престол. М., 1912, С. 8.
86
[86] Апостольская преемственность – принцип церковного права, в соответствии с которым священная иерархия Церкви прямо и преемственно восходит чрез череду рукоположений к поставленным Самим Иисусом Христом апостолам.
87
[87] Т.е. католики не могут причащаться у православных и наоборот (иногда в отдельных случаях делаются исключения из этого правила).
88
[88] Катехизис Католической Церкви, п. 838.
89
[89] Православие и Католичество: от конфронтации к диалогу. М., 2005. С. 10.
90
[90]Там же. С. 9.
91
[91] Лиценбергер О.А. Римско-католическая Церковь в России: история и правовые положения. Саратов. 2001, С. 29.
92
[92] В восточной части Крыма можно встретить топонимы: «Киммерийские переправы», «Киммерик».
93
[93] Таврика, Таврия.
94
[94] Отсюда название знаменитого крымского города-курорта – Евпатория.
95
[95] Крымское ханство – государство крымских татар, существовавшее с 1441 по 1783 годы.
96
[96] Первое христианское надгробие на полуострове датируется 304 годом.
97
[97] Согласно Евангелию от Матфея (4:18-19) и от Марка (1:16-18).
98
[98] Греческие предания о св. апостоле Андрее. Т.1. Жития. – СПб., 2005.
99
[99] Карташёв Антон Владимирович занимал в своё время должности обер-прокурора Священного синода; министра исповеданий Временного правительства. Был либеральным теологом, историком Русской Православной церкви, церковным и общественным деятелем.
100
[100] Карташёв А. В. Очерки по истории русской церкви. М., 1991. С.46.
101
[101] Римский император Траян сослал св. Климента в каменоломни Херсонеса, где к тому времени уже томилось около 2000 христиан.
102
[102] Кроме Траяна гонения на христиан так же устраивали при Нероне, Диоклетиане, Деции, Валериане и некоторых других римских императорах.
103
[103] Католическая энциклопедия. Т. 2. М., 2005. Ст. 1131-1132.
104
[104] Зубарь В.М. Херсонес Таврический. Киев 1997. С. 97.
105
[105] Там же, С. 98.
106
[106] Риму принадлежали бывшие греческие поселения Боспорского царства и Херсонес. Остальная территория Крыма была захвачена в III веке германским племенем готов.
107
[107] Боспорской и Готской епархий.
108
[108] Никейский собор проходил в 325 году.
109
[109] 381 г.
110
[110] Булавина М.А. Положение Римской католической Церкви в России. Ставрополь, 2005. С. 4.
111
[111] Рамм Б.Я. Папство и Русь в X-XV вв., М.-Л., 1959. С. 26-27.
112
[112] Энциклопедический словарь. М., 1993. С. 707-711.
113
[113] В смысле – не признанная большинством российских историков.
114
[114] Лиценбергер О.А. Римско-католическая Церковь в России: история и правовые положения. Саратов, 2001. С.18.
115
[115] См. там же.
116
[116] По другим сведениям Адальберт, прибыв в Киев и застав на Киевском престоле вместо Ольги ее сына Святослава, который был язычником, бежал.
117
[117] Скрышшков Р.Г. Русская история IX-XVII веков. СПб., 2006. С. 29.
118
[118] Предание повествует нам о том, что ранее так же, как Ольга, поступил болгарский царь Борис.
119
[119] Голованов С. Католическая Церковь и Россия. СПб., 1998.
120
[120] Никоновская летопись сообщает, что в 988 году послы из Рима передали князю Владимиру мощи Св. Климента.
121
[121] Схизма – (др.-греч. ?????? – «расщепление, раскол, распря») – раскол в Церкви.
122
[122] Экономцев И.Н. Православие. Византия. Россия. М., 1992. С. 55.
123
[123] В 1054 году Феодосий был рукоположен в иеромонаха, а в 1057 году избран игуменом Киево-Печерской лавры.