44
[44] Попов И. В. Личность и учение Бл. Августина, т. I, ч. 1-2. Сергиев Посад, 1916.
45
[45] Фома Аквинский (1225-1274) – философ и теолог, систематизатор ортодоксальной схоластики, учитель церкви, основатель философии томизма, член ордена доминиканцев.
46
[46] Вудс Т. Как католическая церковь создала западную цивилизацию. М., 2010., С. 231.
47
[47] Там же.
48
[48] Там же, С. 223.
49
[49] Там же. С. 239.
50
[50] Католическая энциклопедия. Т. 2. М., 2005. Ст. 919.
51
[51] Там же. Ст. 920.
52
[52] Там же.
53
[53] Апостольском, Никейскoм и Афанасьевском Символах веры.
54
[54] Кроме семи первых Вселенских соборов, общих с православной церковью, католическая церковь признаёт так же ещё целый ряд Вселенских соборов, проведённых уже без участия православных иерархов.
55
[55] Догматическая конституция о Церкви II Ватиканского собора «Lumen gentium». Глава 1-2
56
[56] Катехизис Католической Церкви, ст. 766.
57
[57] Или его отречения – что случается крайне редко.
58
[58] Presbyterorum Ordinis &16.
59
[59] Католическая энциклопедия. Т. 2. М., 2005. Ст. 924.
60
[60] Католическая энциклопедия. Т. 2. М., 2005. Ст. 923.
61
[61] Там же. Ст. 926.
62
[62] Святые Дары – это хлеб и вино, Святым Духом пресуществленные в Тело и Кровь Христа для причащения верующих. Таинство Евхаристии осуществляется священником на каждой Св. Мессе. В католичестве латинского обряда литургический хлеб, называемый гостией, обязательно пресный, представляет собой небольшие пластинки круглой формы. Традиционно для евхаристии в католичестве используется белое вино, которое обязательно смешивается с водой.
63
[63] Святой Розарий – католические чётки используемые верующими для молитвы. Использование чёток Розария имеет многовековую историю. По преданию, появление Св. Розария связано с именем святого католической церкви – Доминика де Гусмана (1170-1221) – основателя монашеского Ордена Проповедников (Доминиканского Ордена). По легенде, Розарий был вручён св. Доминику в 1214 г. самой Девой Марией.
64
[64] Народов, принявших крещение и ставших христианскими.
65
[65] Емохонова Л.Г. Художественная культура христианства. М., 2011. С. 10.
66
[66] Православие и католичество: от конфронтации к диалогу. М., 2005. С. 37.
67
[67] Священное Предание – это не только собрание множества письменных документов, это передача жизни и опыта всей Церкви, вдохновляемой и ведомой Святым Духом, Символы веры, постановления Вселенских соборов и писания св. отцов, каноны, богослужебные книги, святые реликвии и проч.
68
[68] Лебедев В. Ю. Религиоведение. М., 2011. С. 295.
69
[69] Тышкевич С. Католичество. Рим. 1950.
70
[70] Католическая энциклопедия. Т. 1.М., 2002. Ст. 326.
71
[71] Т.н. «filioque».
72
[72] Православие и католичество: от конфронтации к диалогу. М., 2001. С. 497-508.
73
[73] Подробнейшим образом православное учение о мытарствах изложено в книге свящ. о. Серафима Роуза «Душа после смерти».
74
[74] Развёрнутое обоснование этих выводов см. в кн. Волконский А.М. Католичество и Священное Предание Востока. Париж. 1933.
75
[75] Слово (греч. ????????) (вселенская, католическая) передается в церковно-славянской традиции как «кафолическая» (см. Митр. Филарет. Христианский катехизис. М., 1997. С. 65.).
76
[76] Голованов С. Католическая Церковь и Россия. СПб., 1998.
77
[77] Такая модель имеет глубокие корни, например, движение противников икон в Византии было, в своё время, инициировано императорской властью.
78
[78] См. Лебедев В. Ю. Религиоведение. М., 2011. С. 294.
79
[79] Элбакян Е. Государственно-церковные отношения в России начала XX века в оценках либеральной и церковной интеллигенции // Религия и СМИ, 18 июня 2003 г.
80
[80] Мейендорф И. Церковь и государство // Русское зарубежье в год тысячелетия крещения Руси. М., 1991. С.283.