6
[6] Кроме двух: один в Москве, другой в Ленинграде. Этим храмам был присвоен статус церквей при французском посольстве, поэтому им удалось устоять.
7
[7] Исторический вестник. СПб., 1886. Т. 25. № 9. С. 588.
8
[8] Этот «Сборник», кстати, имеет характерный для государственной царской антикатолической пропаганды подзаголовок: «Как иезуиты красного петуха к нам пустили или развратится ли Россия в латинский католицизм?».
9
[9] Артамов П. Русский заграничный сборник. Как иезуиты красного петуха к нам пустили или развратится ли Россия в латинский католицизм? Париж, 1859. С.1.
10
[10] Там же.
11
[11] Там же.
12
[12] Лиценбергер О.А. Римско-католическая Церковь в России: история и правовые положения. Саратов, 2001. С. 10-11.
13
[13] Градировский С., Малахова Е. Противоречия статусности религиозных организаций и объединений. // Преодолевая государственно-конфессиональные отношения. Н. Новгород, 2003.
14
[14] Хотя были и исключения из этого правила, о которых я скажу позже.
15
[15] Воронцова Л., Филатов С. Судьба католицизма в России // Дружба Народов. №11. 1998.
16
[16] Текст указа можно найти здесь: Полное собрание законов Российской империи: Собр. 3-е. T.XXV: 1905. СПб., 1908. С.237-238.
17
[17] В 1991 и 1998 годах на территории РФ были созданы четыре Апостольские администратуры для католиков латинского обряда, которые в 2002 году были преобразованы в полноценные епархии.
18
[18] В Москве в 1991 году открылся Колледж католической теологии св. Фомы Аквинского, преобразованный позже в Институт философии, теологии и истории святого Фомы.
19
[19] В 1993 году в Москве была открыта высшая духовная семинария «Мария – Царица Апостолов», позднее переведённая в Санкт-Петербург.
20
[20] В качестве примера можно привести роман-бестселлер австралийской писательницы Колин Маккалоу «Поющие в терновнике», а так же роман «Крестоносцы» классика польской литературы Генрика Сенкевича.
21
[21] Подробнее см. следующую главу этой книги – «Ecclesia Catholica Romana»
22
[22] См. Андреев А.Н. Католицизм и общество в России XVIII в. Челябинск, 2007.
23
[23] Толстой Д.А. Римский католицизм в России. СПб., 1876.
24
[24] Самарин Ю. Ф. Иезуиты и их отношение к России, М., 1868.
25
[25] Пирлинг П. О. Россия и папский престол. М., 1912, С. 4.
26
[26] Винтер Э. Папство и папизм. М., 1964.
27
[27] Овсиенко Ф.Г. Католицизм. М., 2005. С. 280-281.
28
[28] Маракушина Е.В. Католические монашеские миссии на Северо-Западе России: диссертация… кандидата философских наук. СПб., 2007. С. 16.
29
[29] Там же.
30
[30] Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь русского языка. М., 2007. С. 342.
31
[31] Азбука христианства. М., 1997. С. 5.
32
[32] Католическая энциклопедия. Т. 2. М., 2005. Ст. 909.
33
[33] Там же. Ст. 910.
34
[34] Там же.
35
[35] Католическая энциклопедия. Т. 2. М., 2005. Ст. 911.
36
[36] Катехизис Католической церкви является органичным изложением католической веры. Последний на сегодняшний день вариант Катехизиса был создан по решению чрезвычайного Синода епископов, состоявшегося в 1985 г., утвержден папой Иоанном Павлом II 25 июня 1992 г. папским посланием Laetamur magnopere и обнародованный 11 октября того же года апостольской конституцией Fidei depositum. Включает 2865 статей, связанных перекрёстными ссылками.
37
[37] Катехизис Католической Церкви. П. 834.
38
[38] Католическая энциклопедия. Т. 2. М., 2005. Стт. 913-914.
39
[39] Католическая энциклопедия. Т. 2. М., 2005. Стт. 916-917.
40
[40] Овсиенко Ф.Г. Католицизм. М., 2005. С. 3.
41
[41] Католическая энциклопедия. Т. 2. М., 2005. Ст. 911.
42
[42] Вудс Т. Как католическая церковь создала западную цивилизацию. М., 2010. С. 229.
43
[43] У православных этот святой известен как Блаженный Августин.