Католическая Церковь в России (конец IX – начало XXI вв.).

 С сентября 2007 года указом Папы Бенедикта XVI о. Тадеуш Кондрусевич переведен на Минско-Могилевскую кафедру (Белоруссия). А его преемником стал о. Павел Пецци. С сентября 2007 г. о. Павел назначен на кафедру Архиепархии Божией Матери в Москве с возведением в достоинство архиепископа-митрополита Российской Церковной митрополии.

 Нельзя так же не отметить вклада в дело возрождения Католической Церкви в России итальянского священника о. Бернардо Антонини (1932-2002). Он прибыл в Москву в 1991 году по приглашению архиепископа Тадеуша Кондрусевича. В 1992 г. его назначают деканом Колледжа католической теологии им. св. Фомы Аквинского. О. Бернардо Антонини является так же основателем и первым ректором Высшей духовной семинарии «Мария Царица Апостолов» (1993-1999). Основывает католическую газету «Свет Евангелия». Является автором ряда богословских книг и научных публикаций. «Я благодарю Божественное Провидение и Любовь Непорочного Сердца Девы Марии за все дары: призвание к жизни, святое крещение, двенадцать лет учебы в семинарии, кульминацией которых стало рукоположение во священники, за изучение лингвистики, богословия, библеистики, преподавательскую и воспитательскую жизнь в семинарии, многочисленные пастырские и апостольские труды в епархии, за призвание к миссии в России…» [430],- писал о. Бернардо Антонини в своём «Завещании».

 Дон Бернардо умер в 2002 году. В настоящее время идёт процесс по подготовке к его беатификации.

 На пути своего исторического развития, русское католичество, как и несколько веков назад, сталкивается с одними и теми же препятствиями, которые носят, в основном, не религиозный, а культурно-политический характер и обусловлены вновь возрождающимся антизападным настроениями в обществе. «Два течения – коммунистическое и православно-почвенническое, – иногда конфликтуя, иногда объединяясь, тянут страну к изоляции и стагнации; и оба этих течения видят в католицизме своего заклятого врага. Коммунистическая и националистическая пресса часто пользуется одними и теми же мифами, предрассудками и обвинениями: католический заговор, католическая экспансия, интриги иезуитов» – вот что, по мнению Людмилы Воронцовой и Сергея Филатова мешает России [431] в деле духовного сближения с Западом.

 Кто же такие – современные российские католики? Несмотря на то, что Россия – многонациональная страна и в ней проживает огромное количество «традиционно католических» этносов (поляки, итальянцы, французы и др.), бОльшую часть прихожан католических церквей составляют русские люди, у которых часто и вовсе отсутствуют иностранные корни. Как заметил один человек, образование католических приходов во всех уголках России происходит чаще всего по следующей схеме: «группа в основном престарелых российских поляков или немцев обращается в католическую епархию с просьбой прислать священника, но уже через 8-10 лет в возрождённом католическом «этническом» приходе русские уже составляют большинство» [432]. Почему так происходит? Безусловно, какую-то роль в этом играют и внешние факторы – поражающие воображение неоготические шпили католических храмов [433], захватывающая дух органная музыка, завораживающий григорианский хорал. Впрочем, никуда не уйти и от социальных причин – это и «очевидное неприятие нынешней российской действительности с ее экономическим хаосом, политическим одичанием и культурным запустением. Это и неприятие нынешнего состояния российского православия с его национализмом и антиинтеллектуализмом» [434]. Однако, автору этой книги очень хочется надеяться, что на первом месте у желающих осуществить переход стоят всё-таки другие причины. Так как большинство новообращённых католиков представляет собой в России студенчество, а так же пласт мыслящей интеллигенции (работники культуры, преподаватели, научные сотрудники), то, скорее всего (хочется в это верить!), – в Католические храмы этих людей приводит не внешняя атрибутика, а, в первую очередь, вера в Господа Иисуса Христа, и искреннее желание влиться в основанную Им на Земле Святую Вселенскую и Апостольскую Церковь! (А так же подробное и тщательное изучение догматических и богословских вопросов христианской веры, конечно). В любом случае, очевидно, что уже сейчас в РФ начинает формироваться облик русского католика, наделённый особым русским самосознанием и патриотизмом.

 Однако причины принятия Католичества гражданами России – это тема уже новой, отдельной дискуссии, поэтому я не буду здесь подробно заниматься этим вопросом, оставив его для другого исследования.

      Заключение

  Католическая Церковь в России прошла долгий и трудный путь становления и развития своей деятельности, на протяжении которого, периоды относительного расцвета и благополучия [435] чередовались с периодами полного забвения [436].

 На протяжении рассмотренного мною периода времени, как мы с вами увидели, кардинальные изменения претерпела как сама структура Католической Церкви в России, так и непосредственно национальный состав католических общин. Изменилось так же самосознание самих католиков, которые смогли по новому взглянуть на своё место в религиозной жизни России.

 Таким образом, в истории Католической Церкви на территории России, я могу выделить следующие исторические этапы:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *