Католическая Церковь в России (конец IX – начало XXI вв.).

 Но к рассказу о репрессиях я вернусь чуть позже. Пока же предлагаю задержаться на периоде краха Российской империи и первых годах советской власти, когда католики ненадолго смогли воспрять духом и поднять голову. После Февральской революции в России был создан экзархат [403] русских католиков византийского обряда. Экзархом стал священник Леонид Фёдоров. Что касается латинского обряда, то перед революцией 1917 года Могилёвская архиепархия насчитывала 1.160.000 верующих, 331 приход и 400 священников [404].

 В прошлые века, как мы выяснили, католичество для многих русских католиков, а тем более для простых, не знакомых с этой конфессией людей, ассоциировалось, прежде всего, с Европой, европейскими языками и латинским обрядом богослужения. Однако, в начале XX века в нашей стране широкой популярностью стал пользоваться восточный обряд Католической Церкви. Церковная служба по Восточному обряду внешне полностью идентична богослужениям, проводимым в Русской Православной Церкви. Так католики Восточного обряда используют в своей религиозной практике церковно-славянский язык, молятся тем же иконам византийского образца, что и православные, у священников-византийцев похожее облачение со священниками РПЦ. С Католической Церковью представителей этого обряда объединяет то, что они принимают и поддерживают примат Римского Папы. «Деятели восточно-католической общины особенно подчёркивали, что они представляют подлинно русский католицизм с характерным синодальным обрядом и особенной русской духовностью» [405].

 Причины популярности восточного обряда среди простого народа очевидны: богослужение латинского обряда вплоть до 70-х гг. XX века велось исключительно на латинском языке, который был непонятен рядовому народу, «учившемуся на медные деньги» (Выражение, часто употребляющееся в творчестве Ф.М. Достоевского, означает, что такой человек, «учившийся на медные деньги», получил посредственное образование в виду отсутствия средств для обучения в платных учебных заведениях высокого класса подготовки кадров).

 Византийский же обряд предлагал русским людям знакомый им с детства язык православной литургии. Т.е. не надо было ничего внешне менять, учить и запоминать. Кроме этого, в византийский обряд стали переходить некоторые представители православного духовенства, а у них уже были свои причины. Одними из первых на пути преданности Восточному обряду были отмечены о. Николай Толстой и о. Алексей Зерчанинов – оба были ранее православными священниками, убедившись в истинности Католического Пути, приняли католичество и изъявили желание исповедовать свою новую веру в Восточном обряде. В частности, например, если в латинском духовенстве был принят целибат [406], то священникам византийского обряда можно было жениться. И, опять-таки, переучиваться не надо было. Они оставались служить в привычном и, можно сказать, родном для них обряде. Ну и, наконец, латинский обряд у простых людей теперь прочно ассоциировался с Польшей и поляками, а, пускай даже и в некой призрачной перспективе, ассимиляция в польской среде являлась для некоторых русских людей «недопустимым оскорблением национального чувства» [407].

 Восточный обряд в России часто сравнивают с унией. Такое сравнение в корне неверно. Исследователь А.И. Дремлюг определил отличие восточного обряда от унии следующим образом: «уния есть подчинение Поместной Церкви Св. Престолу, при сохранении обряда и известной автономии. Русский восточный католицизм зародился как бы снизу. Община признала себя католической ещё до иерархического оформления» [408]. Окончательно же это оформление было представлено в «Декларации о восточных церквах» [409], изданной во время Второго Ватиканского Собора в 1964 г. Впрочем, началось это оформление значительно раньше – в 1907 году. Папа Пий X решил учредить в России Греко-Католический Экзархат, в случае воссоединения Католической Церкви с Православной, его должен был возглавить Патриарх Московский и Всея Руси [410]. Пока же полномочия были предоставлены митрополиту Шептицкому.

 Митрополит Шептицкий, в миру – граф Роман Мария Александр Шептицкий (1865 – 1944) был поляк по национальности. Вошёл в историю, среди прочего, своим гуманистическим и толерантным отношением к еврейскому народу. «Известно, что во время «Дела Бейлиса» в октябре 1913 года митр. Андрей Шептицкий публично опроверг кровавый навет на евреев. В конце 1917 вернулся во Львов. После окончания Первой мировой и распада Австро-Венгрии поддерживал идею независимой западной Украины, за что арестовывался польскими властями. В начале Второй мировой войны встал на путь сотрудничества с немецкими оккупационными властями. В то же время, митр. Андрей Шептицкий выступал против уничтожения евреев, межнациональной розни и рискуя жизнью сам участвовал в спасении более сотни еврейских детей и нескольких семей еврейских раввинов, распорядившись укрывать их в своей резиденции, монастырях и церквях епархии (в том числе раввина Львова Давид Кахане, которого прятали в Соборе святого Юра). Активную помощь также оказывали крестьяне окрестных сел, предоставлявшие продукты питания, а также монахи и монашки, которые обеспечивали убежище раввинам и их семьям. В конце лета 1942 года Шептицкий организовал кампанию спасения евреев. Это, по большей части, были люди, бежавшие из гетто или из Янивского лагеря. 14 августа 1944 года 2000 еврейских детей были тайно вывезены в разные монастыри. Их прятали в криптах, в монастырских школах, детских приютах Львова и окрестностей, им были выданы фальшивые удостоверения о крещении. Митр. Андрей Шептицкий организовал подпольные группы людей, которые помогали прятать евреев. В этом участвовали монахи-студиты под руководством игумена Унивского монастыря архим. Климента Шептицкого, брата митрополита. Были разработаны специальные маршруты, которыми тайно переправляли евреев в Венгрию, где было более безопасно. Уже в январе 1942 Шептицкий вместе с другими общественно-политическими деятелями Украины направляет А.Гитлеру письмо-протест против немецкой политики на Востоке. Митр. А. Шептицкий был единственным представителем церкви в Европе, кто обратился с письмом Папе Римскому и лично к Гиммлеру, протестуя против геноцида евреев» [411].

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *