Католическая Церковь в России (конец IX – начало XXI вв.).

 В католичество в XIX веке переходили, разумеется, не только представители родовитой знати. Католиками становились так же и люди менее высокого происхождения, однако это отнюдь не означает, что их вклад в развитие католической веры в России менее ценен вклада, сделанного сиятельными князьями. Так, на рубеже XIX-XX вв. на поприще проповеди католического учения подвизались супруги Абрикосовы, о которых я буду говорить ниже в связи с русским католичеством первой половины XX века. Сейчас же мне хотелось бы сказать несколько слов о выходце из духовного сословия, бывшем православном священнике, осуществившем переход в католичество А.Е. Зерчанинове.

 Алексей Евграфович Зерчанинов (1848-1933) был сыном православного священника. В молодости решил идти по стопам отца и получить духовный сан. В 1871 году Зерчанинов заканчивает Нижегородскую епархиальную семинарию и в том же году принимает сан православного священника. Отец Алексей проработал какое-то время настоятелем сельского храма. Вёл миссионерскую деятельность среди старообрядцев. Миссионерство подвигло Алексея Евграфовича заняться более глубоким изучением учения Православной Церкви, что привело священника к несогласию с православной официальной доктриной. В 1896 году он тайно принимает католическую веру. Уходит за священнический штат. Открывает на свои средства начальное земское училище, продолжает заниматься самообразованием, пишет работы по апологетике, открыто проповедует католичество. В 1898 году его арестовывают по распоряжению Священного Синода, и заключают в православный монастырь, где требуют от него раскаяния за вероотступничество и возвращения в православие. В связи со слабым здоровьем, его освобождают в 1901 году и отправляют в деревню под надзор духовенства. После объявления в 1905 году манифеста о веротерпимости, Зерчанинов едет в Санкт-Петербург. В 1907 году осуществляет путешествие за границу, в Риме видится с Папой. По возвращении на родину, назначается главой миссии для русских католиков византийского обряда. В середине 20-х гг. его арестовывают по обвинению в распространении контрреволюционных материалов, дают ему 10 лет тюрьмы, но, ввиду преклонного возраста, тюремное заключение заменяют на ссылку. В 1927 года престарелый Зерчанинов освобождён из ссылки, но ему запрещено проживать в ряде городов СССР. Последние годы он жил в Смоленске, позже переехал в Нижний Новгород, где и умер 23 сентября 19 33 года.

 Всех этих людей, биографии которых я рассматривал выше, можно охарактеризовать как борцов за русскую католическую идею. Значение понятия «русская католическая идея» метко раскрыл и охарактеризовал в своём диссертационном исследовании историк Алексей Юдин. Согласно его определению, «русская католическая идея» представляет собой «совокупность философско-богословских и церковно-культурных построений, имеющих своей целью обоснование органической возможности восстановления единства между Русской православной и Католической церквами и разработку конкретных путей достижения этого единства» [391].

 Выше я говорил, главным образом, о распространении Католичества в столицах России – новой, Санкт-Петербурге, и старой – Москве. Поэтому, прежде чем перейти к рассмотрению Католической Церкви в России XX века, нельзя не сделать паузу и не сказать буквально нескольких слов о развитии русского католичества в этот период времени (конец XIX в.) в других регионах страны, например, в Сибири. Дело в том, что во второй половине XIX века начался процесс массовой миграции граждан Российской империи в Сибирские регионы [392]. Больше всего католиков-переселенцев было в Томской, Енисейской и Тобольской губерниях, а так же в Акмолинской области [393]. Число католиков в этих регионах к 1911 году возросло в 4,3 раза [394], в то время, как число православных – всего в 2 раза [395].

 Главным образом контингент католиков Сибири увеличивался за счёт политических ссыльных. Среди этой категории, безусловно, преобладали поляки, литовцы и латыши, но были так же и русские. Однако, кроме политических ссыльных, этот регион пополняли и те, для кого Сибирь стала «местом обретения искомой многими поколениями западно-российских земледельцев свободной земли» [396]. Так как русских среди переселившихся в Сибирь католиков было меньшинство от общего числа переселенцев, то я не буду здесь подробно рассматривать феномен сибирского католичества. Скажу только о том, что эти самые переселения сказались впоследствии на количестве современных католиков проживающих в Сибири. Этих людей уже нельзя назвать иностранцами. За прошедшие десятилетия они настолько обрусели, что для подавляющего большинства из них родным языком и родной культурой являются русский язык и русская культура. И сейчас, спустя столько лет, о потомках тех самых поляков, немцев и латышей, которые были высланы или эмигрировали в Сибирь в конце XIX – нач. XX вв. можно с полным правом говорить уже как о русских католиках.

    Глава 8. Католичество в России в первой половине XX в.

  К началу XX века в России проживало около 10, 5 млн. людей, исповедующих католическую веру. Работало более 5000 католических церквей, где служило 4300 священников. Действовало 8 мужских и 16 женских католических монастырей, где находилось порядка 700 монашествующих. Католическая община Российской империи была разделена по административному признаку на 12 диоцезов, из них 7 находились на территории Царства Польского, остальные 5 приходились на прочие регионы государства. Если не учитывать статистику Польских, Прибалтийских, Украинских и Белорусских губерний, то на оставшейся чисто русской территории проживало более 0,5 млн. католиков и было открыто около 150 католических церквей [397].

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *