Католическая Церковь в России (конец IX – начало XXI вв.).

 Считая православие истиной в последней инстанции, руководство нашей страны пыталось отодвинуть католичество на задворки религиозной жизни государства. В России образца Российской империи было три вида религий: «Первенствующей господствующей в Российской Империи верой» было, разумеется, православие. Таким образом, «царский «табель статусности» ставил Православие на голову выше других, с терпимостью и выверенной долей уважения относясь к исламу (по крайней мере, после реформ Екатерины II), за которым – по убывающей – следовали лютеране, католики, иудеи и буддисты. В последней графе – «гонимые» – традиционно числились «еретики»: старообрядцы, туземные протестанты и прочие «сектанты» [13].

 Католиками в нашей стране образца той эпохи могли быть только иностранцы и их потомки, т.е. по приведённой выше классификации, католичество относилось к «терпимым религиям». Людям строго-настрого запрещалось переходить из православия, в котором было крещено подавляющее число этнически-русских граждан России ещё в младенчестве, в любую другую религию. А вот наоборот, совершать переход «откуда-то» (из какой-либо иной веры) в православие – всегда, пожалуйста! Следовательно, в том, что католическое население нашего государства до 1905 года было представлено в большинстве своём иностранцами [14], нет ничего удивительного. Однако русские люди даже в самые тяжёлые времена царской власти и православной духовной деспотии тянулись к Римско-католической Церкви. Ведь обращение к католичеству в России для русского человека означает гораздо больше, нежели простой выбор веры. Переход в католичество для русского символизирует также и выбор некой культурной ориентации, выбор, так сказать, типа цивилизации. Для большинства современных российских католиков, принятие католичества не означает ни разрыва с верой предков, ни возвращения к ней. Стать католиком для них – «это впервые открыть для себя Христа и христианство, участвовать в создании новой религиозной и культурной традиции» [15].

 Впрочем, в антикатолической политике царского правительства было мало толку. Всё больше мыслящей интеллигенции и представителей образованного дворянства склонялось в пользу католичества. Однако законы пишутся для всех, поэтому тем, кто хотел осуществить переход в католичество, приходилось либо эмигрировать из страны, либо исповедовать свою религию тайно. Подробнее о положении католиков в Российской империи я буду рассказывать далее в этой книге.

 Указ «Об Укреплении Начал Веротерпимости» [16], подписанный последним русским императором Николаем II в 1905 году, позволил русским католикам ненадолго вздохнуть свободно, однако уже менее чем через полтора десятилетия в нашей стране разгорелся пожар революций: буржуазной – в феврале 1917, а затем и большевистской – в октябре того же года. А примерно с середины 20-х годов XX века для католиков молодой Советской России наступили долгие годы гонений, преследований и всяческих притеснений. Как и в России образца до 1905 года, в Советском Союзе католиками могли быть только граждане других стран. Именно поэтому, например, в Москве не был закрыт Римско-католический храм Св. Людовика – официального запрета религии в нашей стране не было, поэтому властями предполагалось, что в этот храм будут ходить иностранные граждане католических стран, приезжающие в нашу страну с рабочими визитами. Безусловно, русские люди тоже посещали храм Св. Людовика, но, в подавляющем большинстве своём – тайно, скрытно. В других же городах, где католические храмы были закрыты или уничтожены, католикам приходилось собираться подпольно, инкогнито, в частных квартирах и домах верующих людей.

 Римско-католической Церкви в нашей стране был дан новый шанс лишь в самом конце 80-х – начале 90-х годов XX века. В 1991 году произошло возрождение официальных структур Римско-католической Церкви в России. Католикам было позволено создать в России свои архиепархии [17], открыть колледж [18] и семинарию [19], а так же, конечно же, вернуть (пока только некоторые) здания католических храмов.

 Таким образом, в связи с отказом от упора на атеистическую идеологию во внутренней политике государства, в России рубежа XX – XXI вв. произошло увеличение общего числа христиан, включая – христиан неправославных конфессий; было осуществлено становление их церковных организаций, в том числе состоялось восстановление официальных структур Римско-католической Церкви. Всё это оказало существенное влияние на формирование новой культуры межконфессиональных отношений в Российской Федерации.

 Несмотря на то, что официально период гонений на Римско-католическую Церковь в нашей стране завершился, и католики смогли выйти из подполья, само католичество как таковое большинству русских людей по-прежнему малоизвестно. Главным образом, россияне знакомы с католичеством и католиками либо по зарубежным романам [20]; либо по латиноамериканским сериалам, которые в изобилии транслировали на нашем ТВ в первой половине 90-х годов; либо по редким и довольно скупым сюжетам теленовостей из-за границы. Многие россияне-обыватели даже не подозревают, что в их городе действует католический храм, что их сосед по лестничной клетке, возможно, католик. «Как католик? А почему не х р и с т и а н и н?» – часто можно услышать от таких людей, когда они узнают, что их знакомый исповедует католическую веру. Приходится этим господам разъяснять, что католики точно такие же христиане, как и православные [21]; что католиков в мире во много раз больше, чем представителей всех других религиозных течений; наконец, что католичество имеет с православием более чем 1000 лет общей истории и т.д.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *