Католическая Церковь в России (конец IX – начало XXI вв.).

 Кстати говоря, Папы Римские в XIX-XX вв. не раз отмечали заслуги Солунских братьев в деле распространения христианства в Европе, о чем свидетельствуют следующие документы Католической Церкви: Энциклика Папы Льва XIII Grande mundus (1880), послание Папы Пия XI архиепископам и епископам Королевства сербов, хорватов и словенцев и Чехословацкой Республики Quod sanctum Cyril-lum (1927), послание Папы Иоанна XXIII католическим епископам славянских народов Magnifid eventus (1963), послание Папы Павла VI епископам, клиру и прихожанам Чехословакии и др. славянских стран по случаю 1100-летней годовщины со дня смерти св. Кирилла – Antiquae nobilitatis decora (1969) и, наконец, энциклики Папы Иоанна Павла II Egregiae virtutis (1980), провозгласившая свв. Кирилла и Мефодия небесными покровителями Европы, и Slavorum Apostoli (1985), посвященная 1100-летию со дня смерти св. Мефодия [103].

 Согласно католическому календарю, святые Кирилл и Мефодий являются покровителями Европы, и день памяти их отмечается католиками ежегодно 14 февраля.

 Житие Св. Климента относится к событиям легендарным (его пребывание на крымских каменоломнях и мученическая смерть не имеют археологических подтверждений). Как свидетельствуют документальные источники, первые христиане появляются в Крыму только к IV веку. Главным образом христианство принимают представители социальной верхушки населения Крыма. Причём, обращение правящий элиты не было продиктовано высокими моральными принципами неофитов и их верой в Бога, а имело под собой более прозаические причины и было связано прежде всего с надеждой получить специальные привилегии от Рима. Христианство победило в Крыму не сразу. Его победе предшествовал некоторый переходный период. Как отмечает исследователь Виталий Михайлович Зубарь, на первых порах в Крыму какое-то время «имело место сосуществование старых языческих религиозных представлений и нарождавшегося христианства» [104].

 Распространяясь по территории Древней Греции и Рима, христианство заимствовало, приспосабливало и переосмысливало по-новому опыт античной религиозной и философской культуры. Всё это происходило на фоне кризиса античного политеистического мировоззрения. Вера в многобожие постепенно сменялась верой в единого Бога.

 Однако какое-то время христианство существовало одновременно с язычеством. Например, известно, что освящение в 330 г. Константинополя происходило «в присутствии языческих жрецов и христианского духовенства» [105]. Только в 382 году императором Грацианом язычество было лишено экономической поддержки, а в 410 году, другой император – Феодосий II запретил нехристианам занимать общественные должности.

 Но мы забегаем вперёд, давайте придерживаться хронологии. В первые несколько веков новой эры часть Крыма принадлежала Риму [106]. В первой половине IV века император Константин придаёт христианству статус государственной религии Римской империи. Согласно сохранившимся хроникам, христианские миссионеры проповедовали среди населявшего тогда полуостров племени готов весьма успешно.

 В то время Крым был поделён на три епархии: Боспорскую, с центром в Пантикапее (современная Керчь), Херсонесскую и Готскую. Два крымских епископа [107] приняли участие в Никейском соборе [108], а третий епископ присутствовал на Константинопольском соборе [109]. Когда же Римская империя раскололась на Западную и Восточную, а случилось это в конце IV века, Крым очутился под влиянием Византии. Впрочем, как я уже многократно повторял выше – Византия в ту историческую эпоху была частью единой христианской Церкви.

 В первой половине VII века в Херсонес византийским императором Константином II был сослан ещё один Папа Римский – св. Мартин I. Причина ссылки заключалась в том, что Папа подверг осуждению монофелитство – доктрину, искусственно созданную в ту эпоху в Византии с целью объединить на основе общей веры, противоборствующие во Вселенской церкви христологические течения. Одно из таких учений – монофелитство – исповедовало во Христе единую волю при двух природах. В 655 (656) году святой Мартин I скончался в нищете и одиночестве. После же осуждения доктрины монофелитов, Папа был признан святым. Его мощи хранились в Константинополе вплоть до падения города под натиском турок в 1453 году, когда он на несколько веков стал частью Османской империи. С 1453 года мощи св. Мартина I официально считаются утраченными. Необходимо добавить, что св. Мартин I стал так же последним мучеником среди Римских Пап.

 

До XIII века Южный Берег Крыма находится под властью Византии. После распада Византийской империи на бывших византийских владениях господствующим религиозным направлением является православие, а языком общения остаётся греческий язык. Но уже в 1223 году, с захватом степного Крыма татаро-монголами, религиозная ситуация потихоньку меняется. В 1266 году по соглашению с Золотой Ордой, в Крыму возникла первая генуэзская колония – Каффа (совр. Феодосия), куда прибыли миссионеры из Францисканского ордена. Была предпринята попытка обратить в католичество местное тюркское население. Для этих целей братья – францисканцы осуществили перевод Библии на кыпчакский язык и составили знаменитый памятник кыпчакского языка – Codex Cumanicus. С 1318 года Папы Римские начинают учреждать католические епархии на территории Крыма.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *