Диалоги
Протоиерей Валентин Свенцицкий
Диалоги
Содержание
Предисловие
Диалог первый. О бессмертии
Диалог второй. О Боге
Диалог третий. Об искуплении
Диалог четвертый. О Церкви
Диалог пятый. О Таинствах
Диалог шестой. О законе и благодати
Диалог седьмой. О монашестве
Диалог восьмой. О промысле и свободе воли
Диалог девятый. О прогрессе и конце мировой истории
Диалог десятый. О духовной жизни
ПРЕДИСЛОВИЕ
Протоиерей Валентин Свенцицкий — выдающийся пастырь-мученик Русской Церкви XX века, родился в 1882 году в Казани, в дворянской православно-католической семье (отец — католик, мать и дети — православные) [1]. Возможно, именно благодаря различию вероисповеданий отца и матери, у юного Валентина рано пробудился интерес к религиозным вопросам. В гимназические годы очень большое влияние на него оказал законоучитель Казанской гимназии священник Молчанов, человек большой эрудиции, обладавший прекрасными ораторскими способностями, ставший впоследствии Экзархом Грузии [2].
Когда Валентину было 15 лет, семья Свенцицких переехала в Москву, где Валентин учился сначала в 1-ой Московской классической гимназии, затем в частной гимназии Креймана.
Вскоре он поступает на филологический факультет Московского университета, а также учится на юридическом и историко-философском факультетах университета.
Промыслом Божиим молодой Свенцицкий попадает в круг мыслящих, ищущих Правды Божией людей, с именами которых связано развитие русской религиозно-философской мысли. В числе его друзей и близких знакомых были Владимир Эрн, Павел Флоренский, Сергей Булгаков, Николай Бердяев, Андрей Белый, кн. Евгений Трубецкой.
События 1905 года увлекли В.П. Свенцицкого идеями христианского социализма и побудили его организовать нелегальное общество "Христианское братство борьбы", куда входили также П. Флоренский, В. Эрн, А. Ельчанинов.
В эти же годы Свенцицкий начинает выступать в "Религиозно-философском обществе памяти Вл. Соловьева" и Политехническом музее с лекциями на темы: "Христианство и насилие", "Террор и бессмертие", "Атеизм и любовь" и т. п.
Выступления собирают большое количество слушателей. Сила его убеждения была покоряющей. И в молодые годы, и впоследствии В. П. Свенцицкий умел необыкновенно влиять своим словом на людей и в лекциях, и в проповедях, и в частных беседах.
В 1906 году он писал: "Современное церковное движение можно назвать либеральным христианством, а либеральное христианство только полу истина. Душа, разгороженная на две камеры — религиозную и житейскую — не может целиком отдаться ни на служение Богу, ни на служение миру.
В результате получается жалкая полуистина, тепло-прохладное, либеральное христианство, в котором нет ни правды Божией, ни правды человеческой. Представители этого христианства лишены религиозного энтузиазма, среди них нет мучеников, обличителей, пророков.
И союз "церковно-обновленных" — это не первый луч грядущей апокалипсической жены, облеченной в солнце, а один из многих профессиональных союзов, и я убежден, что настоящее религиозное движение будет не это и скажется оно совсем не так" (Вопросы религии. 1906. Вып. 1. С. 5-8). Именно эти слова цитировал в своем воззвании от 15(28) июня 1923 г. Святейший Патриарх Тихон, давая характеристику идеологии обновленчества [3].
В.П. Свенцицкий сотрудничает в сборниках "Свободная совесть", "Вопросы религии", публикует статьи о творчестве Ф. М. Достоевского, Н. Клюева, Г. Ибсена, пишет рассказы, повести, драмы ("Пастор Реллинг", "Смерть", "Интеллигенция"), в основе сюжета которых лежит конфликт между общественной и индивидуальной моралью. Драму "Пастор Реллинг" ставил (и играл в ней главную роль) знаменитый артист Орленев.
В интеллигентской Москве Свенцицкого уже знают, о нем говорят. Выступает В. П. Свенцицкий и в Петербурге,. а также сотрудничает в издании журнала "Новая земля". Он пишет книгу "Второе распятие Христа", где повествуется, как Христос приходит в современный город и попадает в церковь во время пасхальной заутрени. Он видит, что никто не думает о Нем, мысли всех заняты мирскими заботами. По городу в эту ночь кого-то везут на казнь. В конце концов собрание высших духовных представителей арестует Христа. Никем не узнанный и не признанный. Он судим и изгоняем.
Книга была напечатана, но с множеством пропусков, замененных многоточиями, а вскоре изъята совсем, а ее автор был приговорен к нескольким годам заточения в крепости.
В 1908 году выходит книга В. П. Свенцицкого "Антихрист, или Записки странного человека". В этой книге в образе двух женщин изображены две силы в человеке, борющиеся между собой. С одной стороны — ложь и чувственность, а с другой — правда и чистота. Основанием неблаговидных поступков для героя романа стала пагубная мысль о том, что избегающему искушений не узнать святости.
Издание этих книг, сложные драмы в личной жизни, осуждение со стороны близких друзей, исключение из "Религиозно-философского общества" привели В. П. Свенцицкого к состоянию глубокого духовного кризиса, из которого трудно было найти выход.